• 624203, Свердловская область, город Лесной, улица Дзержинского, 1А
  • (34342) 4-01-03
  • ПН-ПТ: 08.00-18.00; СБ: 08.00-14.00

О РЕЗУЛЬТАТАХ СЕТЕВОГО ХАКАТОНА ПО УРБАНИСТИКЕ “ИСКУССТВО “ЧИТАТЬ” ГОРОД”

В Сети атомклассов завершился урбанистический хакатон  «Digital future-4: искусство «читать» город» –  межрегиональное мероприятие для развития талантов детей проекта «Школа Росатома» и модуль внеурочного курса «Урбанистика» для разновозрастных школьников.

Город – это не только здания, дороги, люди. Это живой организм, где все взаимосвязано, система, где все постоянно меняется, как меняется жизнь человека. Город – это и планирование, и дизайн среды, и исследование больших данных. Город – это отображение истории и генератор культуры. Живя в нем, мы постоянно читаем — слова, выражения, символы, рекламу, расписание, различные инструкции. Не случайно Ю.М. Лотман называл город «плавильным котлом величайшего количества кодов и текстов».
Организаторы сетевого урбанистического хакатона «Digital future-4»: искусство «читать» город» предложили участникам, которые увлечены инженерией, большими данными, искусственным интеллектом, стать автором игры – соревнования  и в течение 12 дней совершить пробы «читать» город, в котором живут, разработать продукты, проектные решения по его развитию, через деятельность погрузиться в историю своей малой родины. Поле игры – города участников.
Сетевое образовательное событие проходило с 21 сентября по 02 октября 2023 года. Проводилось по инициативе МБОУСОШ № 64, г. Лесной, Свердловская область.
Для участия в сетевом  урбанистическом хакатоне приглашались как команды из трех разновозрастных школьников, в состав которой вошли опытные и \ или начинающие  участники одного трека или разных треков хакатона, так и индивидуальные участники – опытные или начинающие осваивать  инженерию, анализ больших данных, искусственные интеллект.
55 участников от 12 до 17 лет из 8 атомных городов России, 12 школ и 16 наставников заявились на сетевое образовательное событие:
– г. Лесной (МБОУ СОШ № 64, МАОУ «Лицей»);
– г. Трехгорный, МБОУ СОШ № 112;
– г. Усолье – Сибирское (МБОУ СОШ № 12, МБОУ «Гимназия № 9»)
– г. Снежинск (МБОУ «Гимназия № 127»; МБОУ СОШ № 135)
– г. Апатиты, МБОУ СОШ № 4
– г.Заречный ЗАТО Пензенской области (МАОУ Гимназия 216 «Дидакт»; МОУ «ЛИЦЕЙ № 230»);
– г. Балаково, МАОУ «Гимназия № 2»;
– г. Новоуральск, МАОУ «Лицей № 58»

Сетевой хакатон позиционировался как новая форма соорганизации детско-взрослого сообщества в цифровой и аналоговой средах. Все его уровни были организованы максимально безопасно. В оценке деятельности команд принцип рефлексии был весомее принципа внешней оценки узкопредметных компетенций.
В качестве экспертов выступили педагоги МБОУ СОШ № 64, специалисты градообразующего предприятия ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», занимающиеся реализацией технологии ПСР, депутаты городского округа «Город Лесной», студенты УРФУ г. Екатеринбург, старшеклассники – члены Совета «Юниоры Росатома», наставники команд и сами участники.
В качестве ключевого способа, «зашитого» в организацию и содержание сетевого хакатона, стала «интеграция» в совместной и сетевой деятельности, узкоспециальных компетенций и функциональной грамотности, цифровой и аналоговой сред, гуманитарного знания и нейронной сети,  реализация содержания программы внеурочного курса «Урбанистика», выстроенного на модульном принципе.
Сетевое образовательное событие представляло четыре уровня: достартовый (по желанию участников), подготовительный, отборочный и финальный.
На достартовом уровне участникам всех треков было предложено задание с видеофрагментом «Что такое урбанистика? Кто такие урбанисты»? Оно было направлено на формирование читательской грамотности 3 уровня. Суть его заключалось в поиске информации на основе косвенных подсказок, в размышлении над фрагментом видео – текста, сравнения точек зрения нескольких авторов, основанных на явной информации.
Из дневника урбанистов: «Задания были непростыми, но интересными.
Сначала я посмотрела видеоролик, там было много полезной для меня информации. Посмотрев видео, поняла, что в моем городе были проблемы, на которые мало, кто обращал внимание» (Глинская Анна, г. Усолье- Сибирское).
Продуктами детской деятельности стали короткие статьи об урбанистике и  самостоятельное определение и фиксация проблем, которые могли бы решить урбанисты в городах участников сетевого хакатона.
На подготовительном уровне  участникам были предложены задания на выбор: «Городские урны: раздельный сбор и переработка отходов» в треке «Аддитивные технологии»; «Пушкинская карта: в поисках кода» в треке «Искусственный интеллект»; «Пушкинская карта: анализ данных» в треке «Анализ больших данных». Разновозрастные школьники совершили пробу  по  исследованию родного города как урбанисты и решали реальные проблемы, чтобы сделать его комфортным для проживания и развития, применить знания и умения конкретной области в реальной жизни, сформировать представление о технологии «бережливого производства», смысл которой— создавать большую ценность для потребителя за счёт меньших усилий организации.
Для всех участников подготовительного уровня состоялась спикер – сессия «Технология ПСР ГК «Росатом», которую провел Мантулло В.Е., заместитель генерального директора комбината «ЭХП», депутат городского округа «Город Лесной».
Для команд трека «Искусственный интеллект» менторами (школьниками и студентами) были проведены обучающие код – сессии «Создай бота с нуля» и рекомендовано либо доработать бот, либо создать свой по аналогии.
За три дня работы  офлайн участники освоили программы: Microsoft Excel, Python, «Компас», создали прототипы; модели, дашборды, чат – боты. Сложность заданий и ограничение во времени вызвало у школьников запросы на поддержки и инициативы.
Как отмечает команда «Новаторы» из г. Лесной: «Каждый из нас взял на себя определенные обязанности и приступил к их выполнению. Мы разработали эскиз модели, чтобы иметь представление о ее внешнем виде и функциональности. Однако так как у нас был ограниченный опыт работы с программой, мы обратились за помощью к более опытному человеку…».
Команда из Усолья – Сибирского, Гимназия № 9, в треке «Искусственный интеллект» столкнулась с иными трудностями, о которых написала в рефлексивных дневниках: «Вторая проблема – сбор информации. Это, в самом деле, оказалось сложнее, чем мы думали. Ведь из-за небольших размеров нашего города, здесь не так много культурных заведений, сколько  хотелось бы видеть, поэтому на неделю мы смогли найти лишь одно мероприятие, которое можно посетить по «Пушкинской Карте».
На отборочном уровне хакатона по урбанистике команды рандомно объединились в сетевые команды из одного трека и решали задания в больших группах с распределенными задачами. Организаторы хакатона сделали этот ход сознательно, понимая, что опыт участников, приобретенный на предыдущем уровне, поможет завершить командам свои решения.
В треке «Аддитивные технологии» предлагалось разработать модель урны, которая собирала три вида отходов, модернизировав свои решения на подготовительном уровне. Условие: модель вписалась бы в дизайн исторических районов городов участников хакатона, которые построены в ведущем архитектурном стиле эпохи — сталинском ампире.
В треке «Искусственный интеллект» организаторы хакатона предложили сетевым командам доработать бота – информатора, рассказывающего школьникам о культурных мероприятиях городов  участников, которые они могут посетить по «Пушкинской карте» в ближайшие несколько дней.
В треке «Анализ больших данных» сетевые команды выполняли задание  по предсказательной аналитике. Участникам предлагалось на основе собранных ими данных создать статистическую модель предсказания вероятностного результата посещения мероприятия по «Пушкинской карте» 27 сентября в городах участников сетевой команды.
Во время работы над заданиями участники столкнулись с трудностями как организационного характера, так и содержательного.

Из дневника урбанистов
Челушкина Валерия (г. Заречный Пензенской области, «Гимназия № 216 «Дидакт»»):
«Самой большой трудностью, на наш взгляд, было найтись и объединиться в сетевую команду. В век цифровизации и с учетом часовых поясов, это оказалось не так уж и легко сделать. Мы не растерялись! Нашли решение, предложив подключиться к встрече через яндекс – телемост, но, к сожалению, встреча не состоялась. Участники команд не подключились. Наша команда приняла решение начать работу по заданию самостоятельно…».
Деятельность сетевой команды из разных городов позволила организаторам создать ситуацию затрудненнной коммуникации. С одной стороны, это привело к «рождению» детских инициативных действий, с другой, развивала функциональную коммуникативную грамотность.
Участники в треке «Анализ больших данных» на официальных страницах своих образовательных организаций рассказали о задании отборочного уровня  и представили его решение.
На финале победители отборочного этапа рандомно объединились в два сетевых концерна с разными треками и решали проектную задачу от организаторов хакатона, предполагающую самостоятельную разработку задания, которое отвечало нескольким условиям: «Каким должен быть  единый кейс на финале  хакатона по урбанистике для сетевых команд, чтобы при его решении получить удовлетворение от работы, сохранить сложность и одновременно продвинуть другую сетевую команду к победе».
На это раз  каждый сетевой концерн столкнулся с разными трудностями. В одной команде с большим количеством участников важно было договориться о единой концепции, в другой, с  дефицитом участников, необходимо было объединиться, стать ресурсом друг для друга.

Из рефлексивных дневников урбанистов
Глеб Кунгин (г. Лесной, МАОУ «Лицей»): «Мы создали группу в вк и обсуждаем с ребятами, какое задание придумать, как составить интересную презентацию, кто будет ее представлять и т.д. Созвонился вечером с одноклассниками, еще раз обрисовали картину и придумали дополнительные инструкции к нашей части. Задание в финале ИНТЕРЕСНОЕ, но НЕОБЪЯТНОЕ».
Кассина Дарья . Балаково, «Гимназия № 2»): «В одном из своих постов я писала о коммуникации с ребятами из других городов. Сегодня хочу рассказать вам о нашем взаимодействии с наставниками других команд. Учителя-наставники помогали нам и советовали, что делать…»
Носова Александра (г. Лесной, «Новаторы»):«…За вчерашний день ничего не изменилось, и я поняла, что стоит брать всё в свои руки. Так как наставники тоже молчат и не участвуют, хотя это даже к лучшему, ведь задания придумывали именно для школьников.
Сегодня мы активно думали, что же нам сделать. Подробно прочитав задание и пояснения, решили обратиться к заданиям организаторов…».
На фидбэк – дебатах посредством презентующего, вопрошающего спикеров и спичей аналитиков сетевые концерны представили решение финального кейса.
О развивающей экспертизе и педагогическом треке.

Задумывая сетевой хакатон как образовательную практику для школьников, организаторы рассматривали его как педагогическую практику для наставников детских команд с целью разворота педагогической позиции от внешней оценки к развивающей, формирования способности модерации и фасилитации сетевой деятельности школьников.
Поэтому, кроме узкоспециальный треков в сетевом хакатоне появился педагогический трек на всех его уровнях. Организаторы предложили наставникам показать, как через наблюдения за командами во время решения заданий трека, содержание рефлексивных дневников они обеспечат выполнение целей карты компетенций, и описать такой способ организации  работы команд в сети, в которой деятельность школьников развернулась бы  от поиска средств реализации до оформления личной задачи и самооценки.
Лайфхаки, карты, аналитические тексты от педагогов – наставников указывали на  сложность и разноуровневость заданий хакатона, освоение новых цифровых инструментов в сжатые сроки, анализ большого массива данных, написание кода. Все эти  условия  стали вызовом для команд на деятельность, появления инициативного и/или авторского действия, появления запроса на персональную траекторию развития.

О выявлении индивидуальных победителей сетевого хакатона.
В развивающей оценке  хакатона по урбанистике три компонента: оценка продукта (критерии и показатели представлены в самих кейсах для участников), рефлексивные дневники хакатонцев, рефлексивные решения наставников. В сетевом событии ценна работа по решению кейсов большой команды, хотя в этом тоже есть свои риски и вызовы, но также ярко видится персональная линия участника: с чем заходит в событие и с чем выходит из него. Индивидуальные победители хакатона определяются по рефлексивным дневникам школьников в совокупности с рефлексивными решениями наставников. Приведем пример на конкретной истории  Анастасии Кушнир, участника сетевого хакатона из г.Усолье- Сибирское в треке «Искусственный интеллект».
Из дневника урбанистов: «Уже завтра пройдёт защита проектов, и мне очень жаль, что такое мероприятие подходит к концу. Хотелось бы высказать свои впечатления о нем. Безусловно, самое главное в жизни – развитие, и я считаю, что такие мероприятия очень важны для человека, решившего идти и развиваться дальше… Начиная работу, у меня были проблемы с освоением программ…Одной из задач, лично для меня, было развитие навыка программирования. Мои товарищи и помощники, Артур и Вячеслав, на протяжении всего хакатона помогали осваивать все необходимые программы, объясняли все до тех пор, пока я не пойму. Я бы хотела сказать им огромное спасибо за такое внимание и понимание. Я так же благодарна им за слаженную работу в команде, за поддержку и помощь, за все те эмоции, положительные и моментами даже отрицательные, которые мы испытали. Наверное, именно эта слаженность мотивировала и мотивирует нас все это время. К тому же, мы понимаем, что работаем для себя. И одна из целей, за исключением победы, это освоение данных нам заданий. Мы получили прекрасный опыт как в работе в команде, так и во всех направлениях, с которыми нам пришлось столкнуться, а именно: сбор данных, программирование, руководство процессом… Каждый из нас углубился и попробовал себя в этих сферах деятельности. Хотелось бы сказать отдельное спасибо организаторам за то, что заострили внимание на урбанистике. Нигде раньше мне не приходилось работать в этом направлении. И я рада, что приобрела определенный опыт именно сейчас, в осознанном возрасте. Теперь я понимаю и начинаю искать проблемы маленьких городов, их причины, методы решения… Подытоживая всё вышесказанное, хочется просто от души поблагодарить всех людей, причастных к тому, что происходило за весь наш курс хакатона».
Результаты сетевого урбанистического хакатона

Сетевая команда победителей:
1.Алпатов Глеб, Кондратьева Ангелина, Махова Варвара (г. Снежинск, МБОУ СОШ № 135).
2.Дьячков Роман, Савосин Даниил, Челушкина Валерия (г. Заречный Пензенской области, МАОУ Гимназия № 216 «Дидакт).
3.Пеутина Диана, Щеколдина Алёна (г. Лесной, МБОУ СОШ № 64).

Индивидуальные победители:

1.Кушнир Анастасия (г. Усолье – Сибирское, «Гимназия № 9») в треке «Искусственный интеллект».
2.Ежов Глеб (г. Лесной, МАОУ «Лицей») в треке «Анализ больших данных».
3.Фролов Данил (г. Трехгорный, МБОУ «СОШ №112») в треке «Аддитивные технологии. Прототипирование».
4.Носова Александра (г. Лесной, МБОУ СОШ № 64) в треке «Аддитивные технологии. Моделирование».
Кроме дипломов команды получили сертификаты о прохождении модуля курса “Урабнистика: искусство “читать” город”.
Эффекты сетевого урбанистического хакатона:

  1. Сложилось детско-взрослое сообщество, для которых вызов стал интересным и трудным испытанием, из которого дети и взрослые вышли иными: не боящимися признать трудности, не стесняющимися быть немОгущими в решении сложной задачи, признающими свои дефициты и ищущими множество вариантов решения, искренне признающими лидерство за другими и готовые продолжить развитие.
    2.Появилось множество детско – взрослых инициатив благодаря возможности договориться, распределить обязанности и ответственно (не смотря на наличие интернета и отсутствие времени, наличие или отсутствие опыта) выполнить единое задание.
    3.Сложилась сетевая команда детей и взрослых из разных городов и территорий, которая понимает, что в освоении незнаемой области совместно ценно пройти путь от идеи до воплощения, потому что это расширяет возможности для каждого человека по реализации персональных траекторий развития.
    Основная модерация  сетевого хакатона, задания, видео с установочных и рефлексивных сессий, статьи – поддержки, видео – защиты решений детских команд, опубличивание результатов деятельности в сообществах государственных образовательных организаций участников сетевого хакатона, наградные материалы, сертификаты https://clck.ru/35gj9Z
    Продукты деятельности детских команд: https://clck.ru/35tZ9E «Дневники урбанистов» на подготовительном, отборочном и финальном уровнях https://clck.ru/35rVmN «Педагогический трек» для наставников на достартовом, подготовительном, отборочном и финальном уровнях сетевого хакатона по урбанистике https://clck.ru/35sCjr
    Спасибо большое всем участникам и экспертам сетевого хакатона по урбанистике, команде руководителей Сети атомклассов за продвижение, личные смыслы и ценности, веру, что образование может быть интересным, вызывающим рождение новых совместных решений на грани постижения непостижимого.

Поэтому, продолжение следует. До скорых встреч в новом 2024 году!

Оставить комментарий