• 624203, Свердловская область, город Лесной, улица Дзержинского, 1А
  • (34342) 4-01-03
  • ПН-ПТ: 08.00-18.00; СБ: 08.00-14.00

Репортаж по итогам сетевого хакатона по искусственному интеллекту среди участников Сети атомклассов

В Сети атомклассов завершился сетевой хакатон по искусственному интеллекту  «Digital future-3»: личность или алгоритм?» –  межрегиональное мероприятие для развития талантов детей проекта «Школа Росатома».
Сетевое образовательное событие проходило с 15 по 29 апреля 2022 года. Проводилось по инициативе МБОУСОШ № 64, г. Лесной, Свердловская область.
Для участия в сетевом хакатоне по искусственному интеллекту приглашались разновозрастные команды школьников в составе 3 человек с 12 до 17 лет, увлеченные аддитивными технологиями, программированием, анализом данных, журналистикой.
На этапе регистрации на сетевое событие заявилось 93 участника (25 детских команд, 18 наставников) из 11 городов:
– г. Лесной (МАОУСОШ № 72, МАОУСОШ № 76, МБОУСОШ № 75, МБОУ СОШ № 74, МБОУ СОШ № 64, МБУДО ЦДТ);
– г. Трехгорный, МБОУ СОШ № 109;
– г. Тверь, МОУ СОШ № 50;
– г. Снежинск, МБОУ «Гимназия № 127»;
– г. Саров, МБОУ «Гимназия 2»;
– г. Заречный ЗАТО, МАОУ Гимназия 216 «Дидакт»; МОУ «ЛИЦЕЙ № 230»;
– г. Балаково, МАОУ Лицей №1;
– г. Глазов, МБОУ СШ 15 им. В. Н. Рождественского;
– г. Электросталь, МОУ «Гимназия № 21»;
– г. Новоуральск, МАОУ «Лицей № 58»;
– Оренбургский район, с. Черноречье, МБОУ «Школа имени Гонышева А.И.».
В событии участвовали как опытные школьники, так и новички, которым был предложен выбор в самостоятельном построении индивидуального маршрута команды через  множественные пробы в рамках одного трека или передвижения от проб к пробе в разных треках: «аддитивные технологии», «дата – журналистика», «чат – боты».
Сетевой хакатон позиционировался как новая форма соорганизации детско-взрослого сообщества в цифровой и аналоговой средах. Все его уровни были организованы максимально безопасно. В оценке деятельности команд принцип рефлексии был весомее принципа внешней оценки узкопредметных компетенций.
В качестве экспертов выступили педагоги МБОУ СОШ № 64, инженеры градообразующего предприятия ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», представители компании «Бизнес проект» г. Лесной, IT компании «Яндекс» г. Санкт- Петербург, амбассадоры цифрового образования г. Москва, наставники команда и сами участники.
В качестве ключевого способа, «зашитого» в организацию и содержание сетевого хакатона и самостоятельно обнаруженного его участниками на финале, стала «интеграция» в совместной и сетевой деятельности, узкоспециальных компетенций и функциональной грамотности, цифровой и аналоговой сред, гуманитарного знания и нейронной сети,  реализации содержания программ, выстроенных на модульном принципе.
Задумывая сетевое событие как образовательную практику для школьников, организаторы рассматривали его как педагогическую практику для наставников детских команд с целью разворота педагогической позиции от внешней оценки к развивающей, формирования способности модерации и фасилитации деятельности школьников: от поиска средств реализации до оформления личной задачи и самооценки.
Поэтому, кроме узкоспециальный треков в сетевом хакатоне появился педагогический трек.
Сетевое образовательное событие представляло три уровня: подготовительный, отборочный и финальный.
На подготовительном уровне участникам трека «Аддитивные технологии» были предложены задания на выбор: «Культурный код» и «ТЗ для отборочного уровня сетевого хакатона»; участникам трека «Дата – журналистика» – кейс «Какие самые популярные имена участников сообщества «Школа Росатома-2022» на 17 апреля 2022 года?»; для команд трека «Чат – боты» экспертами была проведена обучающая код – сессия «Создай бота с нуля» и предложено либо доработать бот, либо создать свой по аналогии.
В сжатые сроки участники подготовительного уровня освоили программы: Microsoft Excel, datastudio.google, StoryBird, github, Python, «Компас».
Продуктами деятельности детских команд в разных треках стали роботы – чертежники, модели символов, отражающие культурный код территории и/или сообщества, технические задания для отборочного уровня,  телеграмм – боты различного содержания: от заказа пиццы до подготовки к ЕГЭ по математике.
На рефлексивной сессии по результатам подготовительного уровня для команд – участниц хакатона был проведен мастер – класс «Digital Humanities» Дианой Минец,  к.ф.н., амбассадором цифрового образования, призером Всероссийского конкурса «Учитель года- 2020» (г. Москва).
Незапланированные эффекты подготовительного уровня:
– запрос наставника  команды в треке «Чат – боты» на игру – соревнование в качестве участника наравне со школьниками;
– запрос одной из команд на смену трека на отборочном уровне;
-запрос на дополнительные цифровые программы, связанные с искусственным интеллектом.
На отборочном уровне продвинутые участники  трека «Аддитивные технологии» решали кейс, доработанный организаторами на основе технического задания, которые придумали сами школьники на подготовительном уровне. Организаторы предложили реконструировать культурный код одного из экологических поселений сообщества сети атомклассов; новички  дорабатывали кейс «Культурный код»;  участники трека «Дата – журналистика» провели дата – расследование «В каких сферах деятельности чаще всего используется  искусственный интеллект?», работая с первой интерактивной картой искусственного интеллекта  в России, созданной группой OpenTalks.AI; участникам трека «Чат – боты» был предложен выбор кейсов: «Экотакси»; «Пишем чат – бот для Международных умных каникул проекта «Школа Росатома».
Для наставников детских команд был представлен для решения педагогический трек «Карта компетенций». Организаторы предложили показать, как через наблюдения за командами во время решения заданий трека, содержание рефлексивных дневников они обеспечат выполнение целей карты компетенций. Выполнение кейса наставниками приносило командам дополнительные баллы.
Продуктами  деятельности детских команд стали  прототипы надводного робота – пылесоса для экопоселений; модели символов, дашборды с диаграммами, цифровые карты, сайты на платформе Tilda и рефлексивные дата – истории; чат – боты, рефлексивные дневники.
Продуктами деятельности  наставников – карты, схемы оценки компетенций своих команд на отборочном уровне, аналитические тексты.
Завершением стала рефлексивная сессия, на которой организаторы рассказали механику всего отборочного уровня, были определены команды, прошедшие в финал, произошло рандомное объединение участников в два  сетевых концерна и вброшен финальный кейс.
На финальном уровне сетевые концерны решали проектную задачу от искусственного интеллекта «Шахматный этюд. Код № 64», предполагающую изобретение способа через  аддитивные технологии, дата – журналистику и чат – боты, который бы обеспечил  создание универсального инструмента познания. Это сверхзадача профессий будущего, связанных с искусственным интеллектом, которая была предложена для решения креативным командам в течение трех дней.
Педагогический трек для наставников включал в себя решение, связанное с описанием такого способа организации среды, в которой деятельность школьников развернулась  от поиска средств реализации до оформления личной задачи и самооценки.
На фидбэк – дебатах посредством презентующего, вопрошающего спикеров и спичей аналитиков сетевые концерны представили решение финального кейса в формате печа – куча. Как отмечали сами участники финала: «Сложным было все: непонятные формулировки задания, работа в сетевых концернах на этапе выбора идеи, координация сетевой работы, делегирование полномочий, освоение в сжатые сроки презентации 20 на 20, удержание позиций в фидбэк – дебатах».
Продуктами сетевых концернов стали презентации с концепцией идей инструмента познания, чат – боты, тексты спичей «Личность или Алгоритм»?
Продуктами деятельности наставников стали лайфхаки, карты, аналитические тексты, указывающие на  сложность и разноуровневость заданий хакатона, освоение новых цифровых инструментов в сжатые сроки, анализ большого массива данных, написание кода. Все эти  условия  стали вызовом для команд на деятельность, появления инициативного и/или авторского действия от поиска средств реализации до оформления личной задачи и самооценки.
На финальной рефлексивной сессии организаторы подвели итоги сетевого хакатона по искусственному интеллекту.
Итоговые результаты сетевого хакатона
Команда – победитель:
1.Монин Иван, Лучкин Никита, Саранцев Егор (г. Заречный Пензенской области, МОУ «ЛИЦЕЙ № 230»).
2.Вотинцева Шахзада, Бочкарева Ирина, Манцурова Анна (Оренбургский район, с. Черноречье, МБОУ «Школа имени Гонышева А.И.».
3.Рахматулин Георгий (г. Лесной, МБОУ СОШ № 64).
4.Фролов Арсений, Огай Софья, Максимов Данил (г. Лесной МАОУ СОШ № 76).
5.Зинченко Иван, Кобылко Владимир, Горшков Денис (г. Лесной, МБУДО ЦДТ).
Индивидуальные победители:
1.Белоусова Анастасия, Полозов Данил (г. Новоуральск, МАОУ «Лицей 58»).
2.Лучкин Никита, Паршин Никита (г. Заречный Пензенской области, МОУ «ЛИЦЕЙ № 230»).
3.Чинков Сергей (г. Трехгорный, МБОУ «СОШ №109»).
4.Фролов Арсений, Огай Софья (г. Лесной, МАОУ СОШ № 76)
5.Зинченко Иван (г. Лесной, МБУДО ЦДТ).
Из рефлексивных дневников хакатонцев
Чинков Сергей, Трехгорный«Работа была сложной, но продуктивной — в режиме нон-стоп. Было предложено несколько идей по воплощению трека. Мы, как ответственные за аддитивные технологии, предложили создать чат – бота по выявлению инструментов познания у человека. Дата журналистика может собрать различную информацию об этом и обобщить ее, чат-боты создать бота для выявления какие из инструментов у человека не развиты, а аддитивные технологии создают и конструируют тренажер который будет это развивать. Главной сложностью было это связь с другими командами и решение вопросов по кейсу. Ну и как всегда огромная нехватка времени»
Белоусова Анастасия, Новоуральск
«Мне сложно что-либо говорить о секрете успеха, но всё, что я могу сказать, это слушать себя и слушать свою команду! На протяжении всего хакатона было сложным справляться с решением заданий. В повседневной жизни мы не так часто сталкиваемся с подобными проблемами и вопросами. Но с этим мы справились, и теперь обладаем новыми навыками, которые обязательно пригодятся нам в жизни! Я рекомендую будущим участникам хакатона заранее спланировать свое время для конкурса, а так же получать от него удовольствие, ведь всё не так уж и страшно, как казалось в начале! Лично я участвую в этом только потому, что интересуюсь IT-технологиями, и для меня это огромный опыт – участие в столь увлекательном и познавательном событии».
Зинченко Иван, Лесной
«Для меня большой сложностью была нехватка времени. У меня и так было забито расписание, а хакатон нередко вставал вместо сна. Но я знаю, что потратил это время не зря…Я смог впервые использовать свои навыки там, где они были востребованы. Для меня этот опыт произошёл впервые».
Лучкин Никита, Заречный Пензенской области
«Весь наш состав оказался на высоте, и мы быстро смогли воплотить идею в жизнь. Я благодарен каждому участнику своего концерна за проделанную работу, а также организаторам, которые являются мощнейшим генератором идей. Я участвую в этом хакатоне уже третий год, и каждый раз задания заставляют выкладываться на максимум.
Будущим участникам и новичкам, которые первый год участвовали в хакатоне “Digital Future”, хотелось бы посоветовать быть смелее и браться за реализацию сложных идей. Ведь чем сложнее – тем интереснее! Ну и конечно удачи! Эти две недели были очень насыщенными! Думаю этот сезон “Digital Future” я запомню надолго».
Результаты сетевого хакатона:
– развитие навыков инженерного проектирования и проектной деятельности у обучающихся;
-развитие навыков делегирования, коллаборации и управления;
– формирование навыка работы с цифровыми инструментами;
– освоение способов деятельности в новых формах соорганизации сетевого детско – взрослого сообщества для эффективного развития их субъектности в технологии Blended learning.
Эффекты сетевого инженерного хакатона:
1.Сложилось детско-взрослое сообщество, для которых вызов стал интересным и трудным испытанием, из которого дети и взрослые вышли иными: не боящимися признать трудности, не стесняющимися быть немОгущими в решении сложной задачи, признающими свои дефициты и ищущими множество вариантов решения, искренне признающими лидерство за другими и готовые продолжить развитие.
2.Появилось множество детско – взрослых инициатив благодаря возможности договориться, распределить обязанности и ответственно (не смотря на наличие интернета и отсутствие времени, наличие или отсутствие опыта) выполнить единое задание.
3.Сложилась сетевая команда детей и взрослых из разных городов и территорий, которая понимает, что в освоении незнаемой области совместно ценно пройти путь от идеи до воплощения, потому что это расширяет возможности для каждого человека по реализации персональных траекторий развития.
Основная модерация сетевого дата – хакатона, задания, видео с рефлексивных сессий https://vk.com/public190870454
Продукты деятельности детских команд:
«Аддитивные технологии» https://padlet.com/flotiliya98/fth8nwig6xk9oa8j
«Дата – журналистика» https://padlet.com/flotiliya98/ppke5lwvie63m0rp«Чат – боты» https://padlet.com/flotiliya98/hcy93j3gl5z6zv0c
«Рефлексивные дневники хакатонцев» https://padlet.com/flotiliya98/b04ef4cvyu4wo4g2
«Педагогический трек» https://padlet.com/flotiliya98/pyq8qsuuqvozwgg9

Сегодня в условиях неопределенности и многозадачности, в стремительно меняющейся реальности мы многое ДЕЛЕГИРУЕМ цифре, в том числе интеллект.
Объективно, что повседневные задачи могут быть решены с помощью Сети. Есть такие вызовы, справиться с которыми может исключительно машина.
Но вместе с тем только ЛИЧНОСТЬ, готовая к самореализации, владеющая инструментами и технологиями, личность со сформированной способностью обновляться может больше, чем создать алгоритм.
Спасибо большое всем участникам и экспертам сетевого хакатона по искусственному интеллекту, команде руководителей Сети атомклассов за продвижение, личные смыслы и ценности, веру, что образование может быть интересным, вызывающим рождение новых совместных решений на грани постижения непостижимого.
Поэтому, продолжение следует. До скорых встреч в новом 2023 году!

Оставить комментарий