• 624203, Свердловская область, город Лесной, улица Дзержинского, 1А
  • (34342) 4-01-03
  • ПН-ПТ: 08.00-18.00; СБ: 08.00-14.00

Сетевой инженерный хакатон «Digital future-2: от реальности к мечте»

В сети атомклассов проекта «Школа Росатома» завершился сетевой инженерный хакатон «Digital future-2: от реальности к мечте» под легендой «Золотой диск Вояджера» как командное соревновательное мероприятие, на котором команды моделируя и конструируя, решали проектные задачи в ускоренном формате без отрыва от рабочего процесса; как инструмент временной концентрации, повышенной плотности человеческого капитала в конкретной точке пространства и времени, как пространство проб и внезапных открытий с участием профессиональных взрослых, позиционной оценки и рефлексии собственной деятельности и развития.

Мероприятие проходило с 25 февраля по 10 марта 2021 года. Проводилось по инициативе МБОУСОШ № 64, г. Лесной, Свердловская область.

 Для участия в сетевом инженерном хакатоне приглашались команды в составе 3 человек в возрастных категориях: 12-14 лет; 15-17 лет. Конкурс реализовался в трех треках: прототипирование; 3-D моделирование; мобильная робототехника – на практическом этапе, в сетевых командах – на финале.

В инженерном хакатоне приняли участие в обще сложности 120 детей, 20 Наставников:
– г. Лесной, МАОУ СОШ №72, МАОУ «Лицей», МБОУ СОШ № 64, МБОУ СОШ № 74
– г. Нижний Новгород, МАОУ школа №30 им. Л.Л.Антоновой
– г. Советск, МАОУ “Лицей №10”
– г. Зеленогорск, МБОУ “СОШ 161
– г. Озерск, МБОУ СОШ №32
– г. Новоуральск, МАОУ “Лицей №58”
– г. Ковров, МБОУ СОШ 22
– г. Тверь, МОУ СОШ № 50
– г. Электросталь, МОУ Гимназия №21
– г. Трехгорный, МБОУ “СОШ N109”
– г. Балаково, МАОУ “Лицей №1”
– г. Заречный Пензенской области, МОУ “Лицей №230”
– г. Снежинск, МБОУ “Гимназия № 127”
– г. Глазов, МБОУ СШ №15 им. В.Н. Рождественского
– г. Железногорск, МБОУ Гимназия №91 имени М.В.Ломоносова
– г. Ростов – на – Дону, МБОУ “Школа № 80”
– г. Ангарск, МАОУ “Ангарский лицей №2 им. М.К. Янгеля”

Сетевой инженерный хакатон проходил в три этапа.

На этапе «До старта» детским командам предлагалось выполнить пробные задания, продемонстрировать умение делать выбор и нести за него ответственность, а также заработать первые достартовые баллы.

Наставники команд на содержании достартовых заданий для детей осуществили пробу по моделированию карты, включающей критерии и показатели оценки деятельности команд.

Продуктами детской деятельности стали талисманы-игрушки, выполненные на 3-D принтерах, фотоколлажи, чертежи, а также тексты задач с зашифрованным содержанием, критериями оценки.

Продуктами взрослой пробы стали карты оценки деятельности команд.

На практическом этапе детским командам были предложены предметные задания: разработка робота – чертежника («мобильная робототехника»); проектирование, изготовление деталей, сборка прототипа «Молот Леонардо да Винчи» («прототипирование»); создание моделей фонографической капсулы, алюминиевого футляра золотого диска Вояджера для отправки в космос с целью изучения внешних планет Солнечной системы («3-D моделирование»).

Наставники осуществили пробу по оценке деятельности команд по картам, смоделированным на этапе «До старта», а также оценили уровень предметных и метапредметных результатов на основе конструктора «Колесо баланса». Баллы Наставников с оценочных карт учитывались при подведении итогов практического этапа.

Продукты детской деятельности: видео с соревнований робота-чертежника, прототипы «Молот Леонардо да Винчи», модели фонографической капсулы, алюминиевого футляра золотого диска Вояджера, видео-защита проектного решения, страницы рефлексивных дневников «Вояджеров».

Продукты взрослой пробы: скорректированные оценочные карты деятельности детских команд, карты оценки предметных и метапредметных результатов, аналитические тексты – описания  Наставников.

Финал конкурса – сборка содержания инженерного хакатона: от этапа «До старта» к этапу заключительному этапу, где сетевые команды из разных городов и территорий решали единую задачу «Золотой Диск Вояджера», спроектированную детьми как ответ на вызов организаторов конкурса. За основание единой задачи финала «Золотой Диск Вояджера» организаторы взяли идею команды «Бабочки» (МАОУ «Лицей») из города Лесного (Дергачевой Марии, Заякина Павла, Закирова Марата) и доработали ее.

Финальная задача для детских команд предполагала выполнение четырех миссий: «Творческий полет», «Инженерный полет», «Практический полет», «Патентование проектных решений» сетевыми концернами: «Вояджер1», «Вояджер2». В них вошли  победители и призеры практического этапа, объединенных рандомно.

Наставники детских команд осуществляли пробу по моделированию сетевого детского сообщества, моделировали карту оценки сетевой коммуникации с показателями и уровнями оценки на основе наблюдения за деятельностью детей, чтения детских рефлексивных дневников. Проблематизирующее основание для пробы: как организовать деятельность сетевых «концернов», позволившую максимально ярко проявиться детской инициативе и ответственности как формам учебной самостоятельности (субъектности)?

Продукты детской деятельности: аудио-послание «Золотой диск Вояджера», модели капсул: «Флешка – селедка», «Нано-очки», описание идеи, чертежи, макеты, текст на патентование проектного решения, презентации, видео, фото, страницы рефлексивных дневников «Вояджеров».
Продукты взрослой пробы:  карты оценки сетевой коммуникации детских команд

Результаты сетевого инженерного хакатона
Победители практического этапа:

– команды «Бабочки, ITeam МАОУ «Лицей», г. Лесной (Мухин Дмитрий, Коломин Александр, Рябова Владислава; Заякин Павел, Дергачева Мария, Закиров Марат) – прототипирование (старшая и младшая подгруппы);
– команда «Как тебе такое, Илон Маск», МБОУ СОШ № 109, г. Трехгорный (Зелюков Владимир, Шитлин Александр, Юртказин Тимур) – прототипирование (младшая подгруппа);
– команда «РобоТех», МАОУ Лице № 1, г. Балаково (Савостиков Артем, Турункина Елизавета,  Осеева Елизавета) – мобильная робототехника (старшая подгруппа);
– команда «Вивариум», МБОУ СОШ № 64, г. Лесной (Рыжов Влад, Игнатович Виктория, Бессонов Илья) – мобильная робототехника (младшая подгруппа);
– команда «DEVY-LV», МАОУ “Лицей №58, г. Новоуральск (Ханова Елизавета, Потанина Виктория, Аратсков Семён) – 3-D моделирование (младшая подгруппа);
– команда «Глазов 1», МБОУ СШ №15 им. В.Н. Рождественского (Семенова Дарья, Кропотина Мария, Дементьев Иван) – 3-D моделирование (старшая подгруппа).

Призеры практического этапа (2 место)

– команда «КОМП@шка_2» ,МБОУ “СОШ 161, г. Зеленогорск (Нигматулин Денис, Попов Павел, Карклин Владислав) – мобильная робототехника (старшая подгруппа);
– команда «Про Fтоп», МАОУ “Лицей №58”, г. Новоуральск (Акрамов Дмитрий,Гордиенко Егор, Панов Ростислав) – прототипирование (старшая подгруппа);
– команда «ЗлатоWallные мужчины», МБОУ СОШ 22, г. Ковров (Калинин Дмитрий, Петров Артëм , Иванов Владимир) – прототипирование (старшая подгруппа);
– команда «Глазов 2», МБОУ СШ №15 им. В.Н. Рождественского (Волков Павел, Добреля Кирилл, Золотов Артем) – мобильная робототехника (младшая подгруппа);
– команда «Bash», МАОУ СОШ №72, г. Лесной (Удилов Дмитрий, Хайдуков Роман, Беспалова Мария)- 3-D моделирование (старшая подгруппа);
– команда «Информационные двоешники», МБОУ СОШ № 32, г. Озерск (Малышев Матвей, Погорелов Степан, Сторожев Архип) – 3-D моделирование (старшая подгруппа).

Призеры практического этапа (3 место)

– команда «КОМП@шка_1» ,МБОУ “СОШ 161, г. Зеленогорск команда  (Генке Леонид , Иванов Виктор, Зырянов Никита) – мобильная робототехника ( старшая подгруппа);
– команда «Фотон», МБОУ СОШ № 50, г. Тверь (Егоров Александр , Романов Даниил, Велибегов Мурад)- мобильная робототехника ( младшая подгруппа);
– команда «АЛЬТ», МОУ «Лицей № 230», г. Заречный Пензенской области (Чернышев Тимофей, Михайлин Артём, Демина Александра) – прототипирование (младшая подгруппа);
– команда «Марсиане из железки», МБОУ Гимназия №91 имени М.В.Ломоносова, г. Железногорск (Балабосова Софья , Калашникова , Савин Савелий) – прототипирование (старшая подгруппа);
– команда «Блиц», МАОУ “Ангарский лицей №2 им. М.К. Янгеля”, г. Ангарск (Агеева Снежана , Кальдер Алексей , Уфимцев Артем)- 3-D моделирование (старшая подгруппа).

Победители инженерного хакатона:
Индивидуальные победители:

– Малышев Матвей, г. Озерск, МБОУ СОШ №32
– Кропотина Мария, г. Глазов, МБОУ СШ №15 им. В.Н. Рождественского

Победителисетевая команда Вояджер _2 :

–  Бабочки, Как тебе такое, Илон Маск! РобоТех, Вивариум, DEVY-LV, Глазов1, Про Fтоп, ЗлатоWallные мужчины (Лесной, Трехгорный, Балаково, Глазов, Новоуральск, Ковров).

Кропотина Мария (г. Глазов) : «Ура! Сегодня, наконец – то, прошла защита наших проектов, и теперь можно немного расслабиться и отдохнуть. Но мысли о результатах не оставляют, я очень сильно волнуюсь. Надеюсь, нас оценят по достоинству.
Защита прошла гладко, все ребята постарались, интересно было послушать решение задачи другой команды. Наш минус – не ответили на вопросы жюри: «Каковы перспективы продвижения нашего продукта? Перспективы продвижения нашей сетевой команды?»  В момент, когда задали вопрос, мысли совершенно не приходили в голову. Поэтому постараюсь ответить на них сейчас в своём дневнике.
Конечно, у нашего проекта и команды есть перспективы. За ограниченное время решения задачи не все стороны проекта удалось досконально проработать, поэтому за месяц мы бы проработали его детальнее, что-то может быть улучшили, составили график реализации проекта, распределили функционал, дошли до инвестора. Работая с ребятами в команде, развивали дальше свои умения и навыки, дополняли необходимые знания.
Проект мне понравился, очень жаль, что он подходит к своему завершению. Было интересно поработать в сетевых командах, приобрести новый опыт, соперничать, помогать, руководить и создавать что-то новое, за гранью реальности. Это было очень замечательно, познавательно и увлекательно. Надеюсь, я участвую в этом проекте не первый и последний раз. Большое спасибо за отличную организацию и тёплый приём. Вы лучшие!»

Малышев Матвей (г. Озерск): «Чек-лист “Сетевая коллаборация»: Работаем в полную силу. Уже понятно решение, необходимо лишь довести его до совершенства. Работать сетевой командой сложно (это больше моя личная проблема), но интересно и результативно. Постоянно обмениваемся информацией, чтобы миссии были максимально связаны друг с другом. Конечно, такая коллективная работа проходит небезупречно. Для себя составил план работы сетевой команды на будущее. В идеале это должно быть так:
Определиться, как взаимодействовать. То есть выбрать социальную сеть, мессенджер или программу (например, Microsoft Teams) или любой другой сервис, лишь бы он был знаком и удобен всем. Без исключения! И договориться, что, например, два раза в день в определенное время все обязательно встречаются. Это на случай возникновения проблем и для обсуждения. Обсудить задание вместе. Убедиться, что все понимаем его одинаково. Если нет, то все-таки прийти к общему решению. Рассказать о своих сильных сторонах, о том, где каждый из нас сможет принести пользу команде. Тогда распределить задания, кто за что будет отвечать.Если есть свободный вояджер, то пусть он отвечает за общие вопросы – следит за сроками выполнения, пишет дневники, обобщает информацию и собирает все части решения воедино.Обязательно оставить небольшой запас времени, чтобы не отправлять все впритык. Мало ли что может произойти».

Надежда Григорьева (г. Новоуральск): «СПАСИБО, МБОУ СОШ 64 г. Лесной за возможность творить, создавать, дерзать! Это было круто!»

Инна Свистун (г. Трехгорный): « Событие встроено очень чётко и грамотно. Самое главное, что очень нравится детям».

Одинцова Татьяна (г. Железногорск): Я как наставник с уверенностью говорю, что у школьников появилось огромное приращение разных умений и навыков. Общаясь с ребятами после конкурса, поняла, что первый не очень удачный опыт не вызвал негатива, команда единогласно приняла решение участвовать в следующем году в инженерном хакатоне, а до этого времени натренировать свои умения в моделировании. Трудные и интересные задания конкурса стали мотивационным толчком для ребят. Радует, что ребята наблюдали за слаженной работой старших школьников и пытались какие-то шаги делать, как старшие товарищи».

Эффекты сетевого инженерного хакатона:

  1. Сложилось детско-взрослое сообщество, для которых вызов стал интересным и трудным испытанием, из которого дети и взрослые вышли иными: не боящимися признать трудности, не стесняющимися быть немОгущими в решении сложной задачи, признающими свои дефициты и ищущими множество вариантов решения, искренне признающими лидерство за другими и готовые продолжить развитие.
  2. Появилось множество детских инициатив благодаря возможности договориться, распределить обязанности и ответственно (не смотря на наличие интернета и отсутствие времени, наличие или отсутствие опыта) выполнить единое задание.
  3. Сложилась сетевая команда наставников из разных городов и территорий, которая понимает, что сетевой инженерный хакатон – конкурс, направленный на развитие детей, но в то же время он озадачивает педагогов-наставников детских команд на пересмотр профессиональной экспертной позиции за счет ресурсности смешанного обучения, событийного характера организации конкурса.

По результатам проведения сетевого инженерного хакатона сформировано три кейса:

1. Пробы педагогов Наставников по оценке  продвижения команд  в конкурсе в модели смешанного обучения.
2. Пробы организаторов – задачи конкурса на каждом этапе или представление модели всего сетевого хакатона в условиях смешанного обучения: от постановки задач в смежных группах до формирования проектной команды с распределенными задачами.
3. Пробы детей – рефлексивные дневники Вояджеров на обнаружение ресурсов с учетом потребностей каждого возраста с возможностью создания модели самоаудита, процедур проведения организации, которая реализует смешанное обучение.

Основная модерация сетевого инженерного хакатона проходила на платформе vk https://vk.com/public190870454
В группе опубликованы задания всех этапов, статьи по результатам выполненных заданий, дипломы, видео с установочных сессий.

Цифровые следы деятельности детей https://ru.padlet.com/flotiliya98/utdow3eobjn6x41o

Цифровые следы деятельности Наставников https://ru.padlet.com/flotiliya98/yx0uwsxt38oqmn31

Спасибо большое участникам и Наставникам, команде организаторов конкурса за продвижение, личные смыслы и ценности, зародившуюся тоску по совместному творчеству, веру, что образование может быть интересным, вызывающим рождение новых совместных решений на грани постижения непостижимого.

Продолжение следует!

Уже осенью 2021 года вас ждет хакатон по дата-журналистике! Не пропустите анонса!

Оставить комментарий